Оглавление рубрики "Лилии в ИСКУССТВЕ и ЛИТЕРАТУРЕ"
Иван Алексеевич БУНИН
(1870-1953)
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября (22 по новому стилю) 1870 года в небогатой дворянской семье.
Осенью 1881 года Бунин поступил в гимназию в городе Ельце. Занятия посещал неохотно, предпочитая
им литературное самообразование.
Бунин вступил в литературу поэтом.
В 1889 году Бунин совершил первое путешествие по стране: Харьков, Севастополь, Ялта. Осенью того же года
стал жить в Орле. Сотрудничал в газете "Орловский вестник" (сначала корректор, затем редактор).
Через два года издал в Орле небольшую книжку стихотворений.
Однако, широкую известность Ивану Алексеевичу принесла проза. Для его прозы характерны главные свойства
стихотворной речи: эмоциональная напряженность и ритмический строй. Почти в той же мере, что и в стихах,
присутствует во многих рассказах автор в качестве очевидца и участника происходящего. Рассказ "Антоновские
яблоки" (1900) выражает поэтическое отношение писателя к миру. Он воспринимается как радостный гимн природе.
Постоянный мотив в рассказах Бунина - превосходство естественности бытия над его расчетливым устройством.
Бунина не захватили модные декадентские течения в литературе начала 20 века - он хранил верность
реалистической традиции русской классики, которая жила в произведениях великих Толстого и Чехова.
В 1917 году наступила социальная драма писателя, который всегда жил интересами России. Не приняв
Октябрьской революции, писатель в 1920 году навсегда покинул свою родину.
В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин
не обладал коммуникабельным характером.
Самым крупным произведением Ивана Алексеевича, созданным в эмиграции, был роман "Жизнь Арсеньева"
(1927-1933). Это - автобиографическое произведение, в котором автор рассказывает о своем духовном развитии,
о счастливых и трагических ощущениях бытия.
В 1933 году он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.
Бунин прожил долгую жизнь. В 1953 году 8 ноября писатель умер в Париже. Похоронен на русском кладбище
Сен-Женевьев-де-Буа.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
Иван Бунин
|
Иван Бунин
Темной ночью белых лилий...
Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих,
Ветерок ночной прохладой
Обвевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты.
Поэзия Бунина у меня ассоциируется с художником Виктором Борисовым-Мусатовым,
который как в зеркале отразил на своих полотнах элигическую картину уходящего
золотого века русской дворянской культуры...
В.Борисов-Мусатов
Водоем
1902
Виктор Борисов-Мусатов
(1870-1905)
Виктор Борисов-Мусатов - выдающийся русский живописец. Прожил короткую жизнь, всего тридцать пять лет,
но успел создать оригинальный стиль, который может быть назван элегическим.
Родом из Саратова. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, затем, в 1891-1894 гг.
в Петербургской Академии художеств и частной мастерской П. Чистякова. В 1895-1898 гг. В Париже у Ф. Кормона.
Борисов-Мусатов пришел в искусство на рубеже двух веков. Однако рядом с Врубелем, Нестеровым, Серовым,
Левитаном, он находит в искусстве неповторимый самобытный путь. Началом творческого пути художника явился
"Автопортрет с сестрой" (1898), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. В этой картине впервые
начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном гармоничном мире, появляется стремление уйти
от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника. Такое настроение,
охватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века, становится
лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова.
Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные
работы художника: "Весна" (1898-1901), "Гобелен" (1901), "Водоем" (1902), "Изумрудное ожерелье" (1903?1904) и др.
В 1901 Борисов-Мусатов посещает Зубриловку - поместье князей Прозоровских-Голицыных.
С этого времени пейзажи зубриловского парка стали живой натурой для мастера и опоэтизированные
богатой фантазией художника вошли во многие его произведения. Впечатления этой поездки отразились
в картине "Гобелен". Среди декоративных растений парка две женские фигуры, застывшие в легком
изящном движении, органически соединенные с пейзажем.
Основная тема Борисова-Мусатова - ностальгия по уходящему дворянскому быту , романтика старинной
русской усадьбы, домиков с мезонинами и деревянными колоннами, заброшенных парков и заросших прудов.
Как будто он предчувствовал скорый конец этой эпохи...
В.Э. Борисов - Мусатов скончался 26 октября 1905 года и был похоронен на высоком берегу Оки
на кладбище у Вознесенской горы. В 1910 году на его могиле было установлено надгробие, созданное
его другом известным скульптором А.Т. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ
этого мастера. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная в
технике высокого рельефа фигура мальчика - подростка. На торцевой стороне постамента надпись
"1870 - 1905", спереди постамента надпись "Борисов - Мусатов" и изображение православного креста.
Оставить коментарии по теме
|